Суббота, 20.04.2024
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Блог

Главная » 2013 » Февраль » 5 » Развитие компетенций педагогов – залог повышения качества образования
08:42
Развитие компетенций педагогов – залог повышения качества образования

В модели «Российское образование – 2020», отмечается, что «в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».

Всё чаще приходится задумываться, каков же он современный образ учителя, какими компетенциями должен обладать педагог, чтобы преобразовать учебно-воспитательный процесс, построить его в соответствии с новыми требованиями, т.о. повысить качество школьного образования.

Ни для кого не секрет, что компетенции формируются в результате активной деятельности участников образовательного процесса. Следовательно, педагога максимально необходимо вовлечь в работу. Педагогические работники школы являются не просто сторонними наблюдателями семинаров, практикумов, круглых столов, конференций, они принимают активное участие в их подготовке, разрабатывают проблемные ситуации, формулируют педагогические задачи, отыскивают необходимую информацию.

Ценность педсоветов, семинаров, конференций, методических практикумов, предметных декадников вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление. Средством повышения компетентности педагогов являются и конкурсы профессионального мастерства.

Немаловажную роль в развитии профессиональной компетенции играет самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью. Определив траекторию собственного развития, педагогу необходимо развивать определённые компетенции самостоятельно.

Педагог сможет сформировать или развить ценностно-смысловые компетенции у ребёнка, если сам в достаточной мере владеет социальной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями и компетенцией владения ИКТ, т.к. ему придётся моделировать учебные занятия таким образом, чтобы научить ребёнка видеть целостную картину мира, определять своё место в нём, анализировать, уметь решать проблемные ситуации, делать выводы, опираясь на собственный опыт и на ценностные ориентиры, которые ему нужно помочь определить. Положительного результата можно достичь только лишь вовлекая ученика в активную деятельность, которая ему будет интересна.

В настоящее время учитель должен стать не носителем и транслятором информации, а научить ребёнка работать с информацией: добывать её, анализировать, подвергать критике, выделять главное. В данном случае учитель сам в совершенстве должен уметь пользоваться различными техническими средствами и информационными технологиями, т.е. педагогу необходимо развивать компетенцию владения ИКТ, коммуникативную и рефлексивную компетенции.

Не зря существует мнение, что не владеющим коммуникативной компетенцией грозит социальная изоляция. Педагогу предстоит разобраться в достаточно сложной, но разрешимой задаче: учить детей общаться, строить высказывания, делать выводы и заключения. При этом учитель выступает в роли умелого «дирижера», проводника, наставника, собеседника, союзника. В этом ему поможет коммуникативная, рефлексивная компетенции и компетенция владения ИКТ.

Чтобы заложить в ребёнке фундамент социально-трудовой компетенции, учитель должен умело подвести ученика к самостоятельному выводу о необходимости много трудиться для достижения поставленных целей, учить строить перспективы, определять пути решения проблем, рефлексировать. Поэтому очень важно, чтобы учитель мог самостоятельно, учитывая ситуацию, возрастные особенности обучаемых, моделировать педагогическую задачу, строить логическую цепочку проблемных вопросов, владеть достаточным объёмом информации в сфере гражданско-общественной деятельности, экономической политики. Это станет возможным, если у педагога в достаточной степени будут развиты социальная, коммуникативная, рефлексивная компетенции и компетенция владения ИКТ.

Педагог, владеющий компетенцией самосовершенствования, т.е. способностью учиться на протяжении всей жизни, умеющий правильно делать выбор, коммуникабельный, грамотный в вопросах информационных технологий, политики, имеющий чёткие представления о мире, в котором живёт, способен организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок захотел заниматься вопросом собственного самосовершенствования на протяжении многих лет, стремился познать неизведанное, вызвать интерес к окружающему его миру и стремление к определению места ребёнка в этом пространстве.

Учитывая вышеизложенное, определён перечень ключевых компетенций педагога, овладение которыми в полной мере поможет ему стать высококвалифицированным специалистом в области образования. Это рефлексивная, коммуникативная, социальная компетенции, компетенция владения ИКТ и компетенция самосовершенствования.

Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования авторитета педагога. Понимаю, что и в Новой школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек – это учитель – образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение.

Работу школы необходимо организовать таким образом, чтобы все были заинтересованы в достижении конечного результата – повышении качества образования.

Что же я вкладываю в это понятие? Это не только повышение % качества знаний, причем предметных. Это, прежде всего, удовлетворение запросов родителей, учеников, государства. Важно, чтобы каждый ребенок смог в школе «найти себя», почувствовал себя значимым, смог самореализоваться.

Учитель, в свою очередь, должен стать умелым проводником по траектории развития ребенка. Школа должна превратиться в то место, где каждому участнику образовательного процесса будет комфортно.
Просмотров: 2494 | Добавил: parnisha | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]